logo

Статья

Авторы: Б.Л. Герике, С.А. Швыдкин

Название статьи: Оценка живучести несущих элементов металлоконструкций карьерных автосамосвалов

Год: 2024, Номер: 5, Страницы: 12-24

Отрасль знаний: 2.8.8. Геотехнология, горные машины (технические науки)

Индекс УДК: 629.353

DOI: 10.26730/1816-4528-2024-5-12-24

Аннотация: В процессе эксплуатации карьерных автосамосвалов под воздействием динамических нагрузок в металлоконструкциях образуются дефекты, которые в дальнейшем развиваются по усталостному типу. Наличие дефектов приводит к необходимости оценки живучести металлоконструкций, т. е. способности конструкций автосамосвала выполнять свои функции, несмотря на повреждения. Современные оценки живучести сводятся в основном к определению критериев, характеризующих переход от стабильного развития дефекта к его критической стадии, т. е. к внезапному разрушению. Традиционно критерии живучести разрабатываются в результате лабораторных механических испытаний образцов, а также промышленных испытаний, в которых исследуется влияние различных эксплуатационных факторов на скорость развития дефектов и определяются критические размеры дефектов. Полученные в результате этих исследований критерии живучести довольно сложно применять в реальных производственных условиях, потому что получить информацию о размерах дефектов и оценить динамику их роста возможно только после визуального осмотра, который проводится довольно редко. Поэтому для повышения качества оценки живучести металлоконструкций карьерных автосамосвало, мы предлагаем использовать акустико-эмиссионный (АЭ) метод контроля. Разработка критериев живучести на основе АЭ метода является более эффективным способом, потому что позволяет автоматически применять критерии живучести непосредственно в реальных производственных условиях. АЭ метод дает возможность, во-первых, по изменению интенсивности сигналов АЭ, излучаемых дефектом при его росте, косвенно судить об изменениях скорости развития дефекта, а во-вторых, при резком увеличении интенсивности сигналов АЭ говорить о достижении критических размеров дефекта, после которого возможно разрушение элемента. В статье приводятся результаты применения АЭ метода для оценки живучести участка рамы автосамосвала и представлены сведения об обнаруженных дефектах в результате диагностики. Кроме этого, обоснована необходимость определения технического состояния металлоконструкций автосамосвалов с помощью постоянного АЭ мониторинга, позволяющего осуществлять диагностику во время непосредственной работы автосамосвала в карьере, а также автоматизировать процесс диагностики. В результате применения АЭ метода установлены критерии живучести на одном из несущих элементов металлоконструкций карьерных автосамосвалов.

Ключевые слова: живучесть акустико-эмиссионный мониторинг техническое состояние диагностика самосвал рама

Дата получения: 11.10.2024

Дата одобрения: 15.11.2024

Дата опубликования: 11.12.2024

ЦИТИРОВАНИЕ СКАЧАТЬ

Обложка

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.