Авторы: Г.М. Дубов, И.В. Кузнецов, А.Г. Кульпин, Нохрин , К.В. Панченко
Название статьи: Обоснование компоновочного решения по размещению криогенных топливных баков на палубе самосвала БелАЗ-75131. Статический расчет
Год: 2025, Номер: 3, Страницы: 30-40
Отрасль знаний: 2.8.8. Геотехнология, горные машины (технические науки)
Индекс УДК: 622.684
DOI: 10.26730/1816-4528-2025-3-30-40
Аннотация: Одним из ключевых элементов криогенной бортовой топливной системы (КБТС) газодизельного карьерного самосвала БелАЗ серии 75131 является криогенный топливный бак (КТБ), предназначенный для хранения на борту самосвала необходимого запаса моторного топлива – сжиженного природного газа (СПГ). КТБ обладает емкими габаритами и массой, что обусловлено достаточно высоким расходом моторного топлива карьерными самосвалами БелАЗ-75131 грузоподъемностью до 130 тонн. Для модернизации серийно выпускаемых карьерных самосвалов БелАЗ серии 75131 с целью их последующей эксплуатации в газодизельном (двухтопливном) режиме ключевой задачей являлось рациональное и технологичное размещение КТБ на его борту. На основании проведенного анализа, а также с учетом выявленных недостатков и совокупности сопоставления ряда ключевых факторов (конструкционных, технологических, эргономических, экономических) при дальнейшей разработке компоновочных решений по модернизации серийно выпускаемых карьерных самосвалов БелАЗ серии 75131 было установлено, что наиболее рациональным местом размещения КТБ является палуба карьерного самосвала. Результаты исследований напряженно-деформированного состояния модернизированной палубы газодизельного карьерного самосвала БелАЗ-75131 показали, что условия его эксплуатации (в том числе углы наклона технологических трасс) практически не влияют на напряженное состояние несущих элементов палубы. Размещение дополнительного оборудования на палубе карьерного самосвала, а именно рамы с закрепленными в ней криогенными топливными баками, существенно не изменяет напряженно-деформированного состояния палубы. Полученные результаты исследований позволили обоснованно утверждать, что конструкция модернизированной палубы с размещенным на ней дополнительным оборудованием (в частности КТБ) не требует дополнительных конструктивных доработок и изменений.
Ключевые слова: карьерный самосвал палуба напряжения деформации сжиженный природный газ газодизельный режим работы криогенный топливный бак
Дата получения: 01.04.2025
Дата одобрения: 30.04.2025
Дата опубликования: 05.06.2025
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.