Авторы: С.П. Маслюков
Название статьи: Оценка режима работы автосамосвалов БелАЗ по критерию эффективности использования ресурса их двигателя внутреннего сгорания
Год: 2025, Номер: 3, Страницы: 91-96
Отрасль знаний: 2.8.8. Геотехнология, горные машины (технические науки)
Индекс УДК: 658.51
DOI: 10.26730/1816-4528-2025-3-91-96
Аннотация: В данной статье автором представлен подход к оценке режима работы большегрузных карьерных автосамосвалов БелАЗ-75306 на отечественных угледобывающих предприятиях, позволяющий повышать ресурс двигателей внутреннего сгорания этих машин без привлечения значительных капитальных вложений. Отличие данного подхода от общепринятых заключается в применении критерия эффективности использования ресурса ДВС автосамосвалов БелАЗ, определяемого отношением фактического ресурса ДВС до или между капитальных ремонтов к максимальной его величине, достигаемой однотипными двигателями в сопоставимых горно-геологических и климатических условиях работы. Построена матрица уровня квалификации водителей автосамосвалов и качества дорожного покрытия, с помощью которой можно прогнозировать диапазон удельного расхода дизельного топлива в 95-ом процентиле. Обосновано, что в зависимости от сочетания уровней квалификации водителей и качества дорожного покрытия следует выделять четыре режима работы автосамосвалов: щадящий, активно-форсированный, реактивно-форсированный, агрессивный. Выявлена связь эффективности использования ресурса как новых ДВС, так и прошедших первый и второй капитальные ремонты от выделенных режимов работы автосамосвалов. Установлена разница эффективности использования ресурса ДВС при изменении режима работы автосамосвала, относительно щадящего режима.
Ключевые слова: двигатель внутреннего сгорания режим работы автосамосвал квалификация водитель качество дорожного покрытия расход топлива ресурс эффективность
Дата получения: 10.02.2025
Дата одобрения: 30.04.2025
Дата опубликования: 05.06.2025
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.